«В жизни всегда есть место… празднику» (Действующие лица декабрь 2003 г.)

Перефразировать классика извинительно, тем более что мы позволяем себе это в канун одного из самых светлых и всеми любимых праздников — Нового года. Лирический настрой связан и с тем, что сегодня завершается цикл наших встреч, из которых родилась год назад рубрика «Тренинг», посвященная особенностям психологии делового человека. Благодарим читателей за внимание: рубрика, несомненно, нашла свою аудиторию. Список достойных обсуждения тем можно продолжать, и мы обязательно сделаем это в будущем году, но… это будет уже другая рубрика и другая страница жизни журнала «Действующие лица». А пока… поговорим о празднике.

Несомненно, он должен занимать место в нашей жизни, но почему-то именно для него у нас постоянно не хватает места и времени! А между тем организация и проведение корпоративных праздников — один из важнейших элементов внутреннего PR, создающего имидж компании. Буквы PR соответствуют принятому сокращению словосочетания «public relations», что означает буквально «связь с общественностью». Возможности PR, то есть создания имиджа предприятия и общественного мнения по отношению к нему, трудно переоценить.

«… Лица не общим выраженьем»

Давайте вспомним одну из наших первых бесед и то, что говорили мы по поводу пользы внутреннего PR. Он способствует созданию корпоративной культуры, и, если фирме удалось достичь результата в этом нелегком деле, сотрудники чувствуют себя более стабильно, у них лучше определены стандарты поведения внутри компании. Кроме того, коллектив становится сплоченнее, а морально-психологическая атмосфера действует на людей положительно.

Внутренний PR, то есть создание общественного мнения внутри организации, не может существовать отдельно от внешнего. Идеальный вариант — и то и другое. Например, проводится корпоративный праздник, репортаж о событии показывают по телевидению или печатают в журнале. С одной стороны, это работает на внутреннюю атмосферу в фирме, с другой — сообщает широкой публике, что есть в вашем городе организация, которая не только торгует качественными товарами или производит качественную продукцию, но и живет интересной жизнью. В конце концов речь идет о тех, кто это делает,— о людях, то есть о лице компании. Его «необщим выраженьем» и привлекателен внутренний PR.

Кстати, для того чтобы наладить внутренний PR, вовсе не обязательно приглашать телевидение. Затраты могут быть невелики, зато эффект — сильным, формирующим уважение к фирме.

Терапия с праздничным лицом

Не читая текст далее, попробуйте сейчас ответить на вопрос: «Зачем нужен праздник?» Каждый из читателей журнала найдет собственное обоснование в зависимости от того, что в этом празднике сочтет актуальным для себя. Одному хочется отдохнуть и расслабиться, другому встряхнуться и потанцевать, третьему принять деятельное участие в подготовке. Руководитель скажет, что итогом должно стать сплочение коллектива, рядовой сотрудник увидит шанс проявить себя, и так далее. Я же отвечу как психолог: корпоративный праздник — это прежде всего терапия.

Однажды, принимая участие в подготовке вечера романса для одного из педагогических коллективов, я убедилась, насколько действенным может быть лекарство праздника. В этом коллективе работала женщина, о замечательном певческом таланте которой почти никто уже не помнил. Она не пела пятнадцать лет — с тех пор, как трагически погиб ее сын. Убедить ее принять участие в вечере стоило большого труда, но когда прекрасный оперный голос зазвучал со сцены, все были потрясены. И в женщине произошли перемены, на которые все обратили внимание: она помолодела и похорошела, вернулся интерес к жизни.

Праздник в первую очередь возможность испытать эмоцию радости, единственную положительную из пяти базовых человеческих эмоций. В то же время это очень серьезный момент внутреннего PR: когда человек чувствует, что его уважают и ценят, у него повышается самооценка и возникает чувство социальной защищенности, которое порой становится важнее, чем высокая зарплата, заслуженное вознаграждение или вручение подарка от фирмы.

На психологических тренингах мы часто учим представителей той или иной организации создавать команду по цели: работоспособную группу людей, объединенную реализацией некой идеи. Подготовка корпоративного праздника дает такую же возможность. Когда распределяются роли — кому покупать продукты, кому накрывать стол, кому отвечать за торжественную, а кому за развлекательную часть вечера,— выявляется внутренний потенциал человека, праздник позволяет увидеть его достоинства и недостатки. Кстати, праздник очень часто содержит элементы карнавальной культуры, когда «короли становятся шутами, а шуты — королями». Если персонажам дозволено выходить из своих ролей, то почему бы не воспользоваться случаем и проявить себя с неожиданной стороны? В хорошем смысле этого слова…

«Не так сели…»

Фраза, запущенная в народ первым российским президентом, может проиллюстрировать эпизод, свидетелем которого мне пришлось быть совсем недавно. На банкет по случаю юбилея предприятия пригласили гостей. Когда пришло время застолья, выяснилось, что всех приглашенных организаторы поместили за отдельный стол и никто из хозяев с ними не сел. Гости всерьез обиделись, весь вечер проведя «в резервации», и разъехались недовольные. Этот нюанс — как правильно рассадить людей — наверняка не был продуман заранее.

Издержки и жертвы праздника: можно ли их избежать? Порой все задумывается так хорошо, а результат… Скажем, организаторы для развлекательного шоу нашли конкурс, который в соседней фирме прошел на ура. Начальник же свое поражение в этом шуточном конкурсе взял да и не простил. Подчиненным это еще аукнется… Кто-то выпил сверх меры, потерял лицо. Чем не жертва праздника? Издержки могут быть моральными и материальными. Чтобы этого не случилось, праздник должен быть тщательно продуман, а для того учтены РИСКИ ПРАЗДНИКА.

Сопротивление празднику. Человеку свойственно так реагировать на нововведения, нарушение привычного распорядка. У женщин быстро находится аргумент: «Не в чем пойти». Мужчины недовольно сетуют: «Лучше бы премию дали». Нужно ли руководителю обижаться на сопротивление («Для них же стараюсь, а они не ценят!»)? Нет, если он понимает, что все происходит естественно («Я принимаю ваше сопротивление, но праздник все равно состоится»).

Остальные риски не нуждаются в подробных комментариях.

Технические сбои. Сломавшийся автобус или отсутствие транспорта могут поставить под угрозу срыва все мероприятие. Отсутствие фонограммы в нужный момент — сбить настроение аудитории.

Качество звука. Каждое слово ведущего или выступающих должно быть услышано, понадобится микрофон или другая аппаратура.

Хаос, когда из-за непродуманности деталей вся ситуация может выйти из-под контроля.

Риск травматизма (без комментариев).

Разочарование. «Ожидание праздника всегда лучше, чем сам праздник». Не помню, кто сказал, но могу поспорить: хорошо продуманный, подготовленный праздник позволяет избежать разочарований.

«Зачем мы это делаем»?

Это главный вопрос, который время от времени должны задавать себе и друг другу организаторы мероприятия. Без четкого понимания собственной цели и, соответственно, целевой аудитории бессмысленно браться за это дело.

Праздник не просто мощный элемент корпоративной культуры. Он же может стать каналом, по которому эта культура транслируется. Правила, или, иначе говоря, миссия компании, должны быть закреплены не только на бумаге, но и в сознании людей. Праздник позволяет соединить то, что провозглашается, с тем, что происходит на самом деле… Или увидеть, что это невозможно. Так тоже бывает. Нужно помнить, что корпоративные праздники имеют универсальную составляющую — формирование образа (речь идет сразу о трех образах: фирмы, ее миссии и руководителя). Эмоциональные и образные последствия проведенного мероприятия живут гораздо дольше похмельного синдрома…

Как правило, в основе праздника лежат ТРАДИЦИИ. Внутренний PR предполагает праздники:

  • календарные
  • профессиональные
  • праздники компании
  • личные праздники сотрудников
  • праздники для детей сотрудников.

Можно завести новые, свои собственные традиции. Кстати, подавляющее большинство корпоративных праздников зависит от стиля первого лица, его традиций, пристрастий и привычек. И это нормально, когда праздник проходит, так сказать, «в кругу семьи». Однако при малейшей публичности торжества необходима коррекция этого стиля. Самым выигрышным стилем при любом торжестве была и остается тонкая и добрая самоирония организаторов праздника. Самое главное — работа на позитивные эмоции. Каждый участник — от разработчика идеи до технического исполнителя — должен помнить о том, что он делает. Он делает праздник.

Как сделать торжество полезным

Девять составляющих корпоративного праздника

  1. Главный вопрос: «Зачем мы это делаем?». Без четкого понимания собственной цели и, соответственно, целевой аудитории бессмысленно браться за дело. Важно помнить, что существует очень четкая зависимость между целью и набором организационных инструментов, используемых для ее достижения.
  2. Важную роль играет эмоциональный результат. Все корпоративные праздники имеют универсальную составляющую — формирование образа. Образа фирмы, ее миссии или руководителя. Эмоциональные и образные последствия проведенного мероприятия живут гораздо дольше похмельного синдрома.
  3. При организации корпоративных праздников нет мелочей. Неправильная посадка гостей, плохо подобранная площадка для «стола», опечатки в текстах или, не дай бог, в именах на пригласительных билетах, неорганизованные «транспортные потоки» при входе, в гардеробе, к застолью или за подарками и т. п.— все это может убить праздник.
  4. Самое главное — работа на позитивные эмоции. Каждый менеджер праздника — от разработчика идеи до технического исполнителя или субподрядчика — должен помнить, что он делает праздник!
  5. Никого нельзя обижать вниманием ни во время праздника, ни после него. Все участники праздника равноправны. Исключение может быть сделано лишь для почетных гостей (хорошо, если это почетные гости мероприятия, а не организаторов).
  6. Обязательно сверхтщательное отношение к подаркам: и в выборе, и в организации их преподношения. Вопрос подарка — это вопрос мастерства, а не денег фирмы. Превратите это в торжество награждения.
  7. В каждом из праздников можно выделить общее и особенное. Именно вокруг баланса общего (универсального, общепринятого) и особенного, придуманного вами и вас отличающего, и должна строиться вся подготовительная работа.
  8. Подавляющее большинство корпоративных праздников зависит от стиля первого лица, его пристрастий, традиций и привычек. И это нормально, когда праздник проходит в кругу семьи. Однако при малейшей публичности торжества, как правило, необходима коррекция этого стиля. Самым выигрышным стилем при любом торжестве была и остается тонкая и добрая самоирония организаторов праздника.
  9. Помните: конечно же, этот праздник — ваш, но делаете вы его для людей.

Принципы выбора подарка

Подарок должен:

  • соответствовать личности того, кому его дарят, иметь личное отношение к получателю;
  • отражать личность того, кто его дарит;
  • соответствовать уровню, стилю и сюжету получателя и дарителя подарка;
  • соотноситься с поводом, временем и обстоятельствами события;
  • содержать оригинальность и новизну;
  • включать в себя ссылки на человека, получающего подарок, на компанию или ее продукцию в случае подарка от компании — компании (партнерам, конкурентам, поставщикам, представителям власти) или от компании — сотруднику другой компании.

Принципы вручения производственных подарков

Принцип вручения подарков сотрудникам компании за трудовые успехи должен соответствовать предпочитаемой или желаемой системе ценностей и мотивации в компании.

Если компания ориентируется на коллективизм, то при награждении будет лучше:

  • если подарки будут одинаковыми или различаться незначительно;
  • если работники помимо подарка получат эмоциональную поддержку и благодарность своих сослуживцев;
  • если подарок преподносится не столько как награда, сколько как своеобразный знак принадлежности к общему успеху;
  • если вручение подарков происходит в торжественной обстановке;
  • если в предварительной речи часто звучит слово «мы».

Если же компания ориентируется на ценности индивидуализма, то:

  • подарок должен быть адресован человеку лично;
  • подарок должен непременно отличаться от других;
  • вручая подарок, необходимо назвать работника по имени, подчеркнуть его личные качества, которые способствовали трудовым успехам.

В любом случае подарок лучшим сотрудникам — это возможность подчеркнуть или позиционировать профессиональные стандарты.