«Секреты гендера» (Действующие лица № 3 (53) март 2003 г.)

Гендерная психология (gender — в переводе с английского «род») — относительно новое научное направление. В последнее десятилетие исследования в этой области широко проводятся и у нас в России. Речь идет об изучении пола, но социального, а не биологического. Понятие «гендер» подчеркивает, что поведение и качества мужчин и женщин конструируются и определятся социально.

Будущее менеджмента — за «женским» стилем руководства?


         Вначале простой пример. Какого рода слова «няня», «домработница»? Несомненно, женского! «Бизнесмен», «руководитель», «директор» - конечно, мужского. Не скажешь ведь «бизнесменША» (термин «бизнес-вумен», похоже, так и не прижился), и «директрИСА» - не звучит... Если женщина захочет стать военнОЙ, то, скорее всего, это будет исключением из правил в силу того, что она... женщина.
         Итак, мы только что рассмотрели стереотипы половых черт на самом простом бытовом примере - разделении на мужскую и женскую работу.
         Стереотипы мужественности и женственности, хотели бы мы того или нет, существовали, существуют и будут существовать, поскольку отражают различия в предназначении и психике мужчин и женщин. Испокон веку мальчики играют в машинки, а девочки в куклы. Мальчики рисуют самолеты, а девочки цветы. В принципе, их никто этому не учит специально, формирование гендерных различий происходит непреднамеренно. Сыновья подражают отцам, дочери - матерям. А взрослые подчас, сами того не зная, стимулируют процесс: «Не плачь, ты не девчонка!»
        Никто не станет отрицать, что мужчины живут больше рассудком, а женщины - эмоциями, что первые привыкли строить свое поведение на основе логических выводов, а вторые -руководствоваться инстинктом.
        Мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических отношений, математическим рассуждениям. Зато женщины опережают сильный пол в ловкости рук, скорости восприятия, счету, памяти, беглости речи и другим задачам, включающим речевые навыки. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность. У женщин — социальная ориентация.
         Разговор о гендерных различиях касается прежде всего женского вопроса. По прогнозам ООН, в конце XX века увеличение доли женщин на руководящих должностях составило от 45 до 50 процентов. По российским данным, только 7 процентов женщин со средним специальным и высшим образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй.
         В нашей стране в силу менталитета особенно конфликтен взгляд на социальный пол. Еще в 1914 году Р. Холлингворс писала, что главная причина скромных успехов женщин лежит в их социальной роли, подкрепляемой системой права и традициями и что реальные способности их могут раскрыться только при условии, что у них будут равные с мужчинами возможности выбора между карьерой и семьей.
        Советская женщина должна была успевать все: и трудиться на производстве, и участвовать в общественной жизни, и учиться, и вести хозяйство, и воспитывать детей. Не было принято, чтобы женщина сидела дома. Перестройка внесла свои коррективы в экономику, и у тех представительниц прекрасного пола, которые не были нацелены на карьеру и успех в деловом мире, появилась возможность самореализоваться в домашних делах, рядом с детьми. Отвечая на вопрос, как они видят свою карьеру, 70% школьниц-выпускниц сегодня говорят, что хотели бы выйти замуж за бизнесмена. Эти данные лишь подтверждают наличие конфликта... С одной стороны - обеспеченное существование и отказ от самореализации, с другой (не забываем, что 30 процентов опрошенных старшеклассниц все же видят себя в карьере) - стремление добиться определенных результатов в профессиональной деятельности.
         Женщинам обычно легко удается преодолеть этот конфликт, если:
         - в семьях не было жестких стереотипов, строгого разделения на женский и мужской труд, родители помогали друг другу;
         - их с детства поощряли и поддерживали за проявление лидерских качеств и не твердили: «Будь скромной, не высовывайся, у тебя все равно один удел...»;
         - муж не противился желанию жены делать карьеру.
         В нашем социуме настолько культивировалось представление о «дистанции огромного размера» между мужчиной и женщиной, что даже тесты предполагают женский и мужской вариант ответов и разное количество баллов соответственно. Это не что иное, как одно из проявлений существующей дискриминации по половому признаку. Во-первых, «общественное мнение» сообщает, что женщины не так ценны и не так компетентны, как мужчины («Женщины не могут»); во-вторых, не принято, чтобы женщина делала карьеру в традиционных для мужчин профессиональных сферах («Женщины не должны»). В-третьих, даже если женщины и «могут», и «должны», то соответствующее вознаграждение не гарантировано, напротив, женщина часто бывает «наказана» за свое стремление сделать карьеру - отсутствием детей, семьи, разводом, одиночеством.
         Как бы хорошо женщина ни работала, повышения по службе и выигрыш в заработной плате всегда получали мужчины. Для карьерного роста ей и сегодня надо приложить гораздо больше усилий для того, чтобы подняться на один уровень с мужчиной.
         Как преодолеть барьер без психологических срывов и моральных потерь? Готовых рецептов нет, но кое-что можно посоветовать:
         - воспринимайте ситуацию как азартную для себя: посмотрим, кто кого. И двигайтесь дальше;
         - многое зависит от окружения. Если оно дает поддержку, вдохновляет вы получаете мощный толчок наверх;
         - постарайтесь избавиться от ошибочного представления о том, что женщины неработающие уделяют своим детям больше внимания. На самом деле это не так. Это точно доказано.
         Очень часто женщину останавливает страх быть неуспешной, низкая самооценка. Но тесты по самооценке, которые я провожу регулярно в разных и «разнополых» аудиториях, дают любопытные результаты. Из 25 человек только у четверых уровень самооценки находится на среднем уровне. Почти не встречаются случаи завышенной самооценки. У 80 процентов опрашиваемых она занижена. Низкая самооценка, кстати, встречается не только у женщин, но и у мужчин. Мужчины скрывают ее за агрессивной формой поведения, некоторой твердолобостью. Женщина более уязвима, потому что более эмоциональна. Но не следует забывать о том, что на самом деле самооценка величина изменяемая. Она зависит от множества факторов: семьи, воспитания, окружения; хорошее здоровье или внешние данные тоже очень важны. Безусловно, то, что заложено в нас генетически или воспитано с детства, мы изменить не можем, но если постоянно укреплять и развивать свои ресурсы, то добиться очень хороших результатов в повышении самооценки вполне по нашим силам.
         Сегодня существуют исследования, на основании которых можно утверждать: в основном карьеру удается сделать тем женщинам, у кого более выражен маскулинный компонент, то есть, «мужественным»: они отличаются решительностью, властностью, рассудочностью. А «женственные» женщины (с ярко выраженным феминным компонентом), как правило, находятся в карьерной «серединке», но высоко не взлетают, поскольку им свойственна ориентация на человеческие взаимоотношения и взаимодействие с подчиненными.
         «Мужской» и «женский» стили руководства отличаются, но все чаще приходится слышать о том, что для модели современного эффективного менеджмента больше подходит «преобразовательный» стиль женского управления. Это значит:
         - активное взаимодействие с подчиненными;
         - поддержка у сотрудников самоуважения;
         - поддержка сотрудников в стрессовой ситуации;
         - «финансовая сообразительность», детальное планирование;
         - «инстинкт выживания», разумный риск, стремление удержать приобретенное и завоевать новое;
         - стремление создать оптимальный психологический климат в организации;
         - профилактика конфликтов;
         - поддержка здоровья;
         - организация совместного досуга;
         - интуиция;
         - чувство юмора, оптимизм, вера в себя.
         Знание тендерных различий руководителю нужно, по крайней мере, для того, чтобы правильно формировать в коллективе психологический климат. При этом нелишне помнить о том, что большая часть проблем у мужчин формируется в сфере профессиональной деятельности, а у женщин - в семейно-брачных отношениях. В женских (или преимущественно женских) коллективах ценятся хорошие межличностные отношения, в мужских -квалификация и достижения в профессиональной деятельности.

Социально-психологические исследования личности женщин. позволили выделить три типа:

ДОМИНАНТНЫЙ. Характеризуется интересом к техническим наукам, исследовательской работе, увлечением техникой, конструированием, престижностью работы в научно-исследовательских и конструкторских организациях, высокими показателями творческой активности, удовлетворенностью специальностью, содержанием труда и взаимоотношениями и коллективе. Лично­сти доминантного типа больше всего стремятся сохранить достигнутое , например остаться в коллективе, если даже нужно идти на понижение а должности.

СИТУАТИВНЫЙ, Выбор профессии и места работы осуществляет чаще всего из меркантильных соображений: близость места работы к дому, материальные выгоды, удобный режим и так далее. V таких женщин творческая активность выражена слабо, для них характерна высокая общительность, стремление к самоутверждению в отношениях с другими, при низком уровне при­тязаний в профессиональной деятельности. Ограниченный интерес к работе замещается ориен­тацией на семью, быт и культуру.

КОНФОРМИСТСКИЙ. Его представительницы выбирают профессиональную деятельность под влиянием социального окружения (друзей, родителей, знакомых и т.д.), а не самостоятельно. Этот тип личности отличается низкой творческой активностью, неудовлетворенностью работой и должностью, низким уровнем профессиональной мотивации, склонностью к подозритель­ности и конфликтам.

СКОЛЬКО В НАС ОТ МУЖЧИНЫ, СКОЛЬКО ОТ ЖЕНЖИНЫ?

На вопросы нужно отвечать «да» , «нет» или «не знаю» .

1. Если представится случай , любите ли играть первую скрипку в обществе ?

2. В трудном или спорном по­ложении ждете ли поддержку у са­мого близкого человека ?

3. Можете ли вы с легкостью принимать решения в любом де­ле ?

4. Отличаетесь впечатлительностью , в вас легко вызвать сост­радание ?

5. Умеете ли постоять за свой авторитет ?

6. Заботитесь ли о своей внешности , и это доставляет вам удовольствие ?

7. Стараетесь ли обычно при­способиться к обстоятельствам , а

не действовать по первому побуждению ?

8. Кокетничаете ли иногда с представителями другого пола ?

9. Обладаете ли большой психической силой и независимостью в суждениях ?

10. Всегда ли носите с собой зеркальце ?

11. Умеете ли не только помнить обиду , но и отплатить за нее тем же ?

12. Не отличаетесь выдержкой и не умеете остаться хладнокров­ным в любой ситуации ?

13. Считаете ли , что любовь — сокровенное переживание , не нуждающееся в непременном внешнем проявлении ?

14. Вы романтичны ?

15. Ваш характер схож с характером вашего отца ?

№ вопроса "ДА" "НЕТ" "НЕ ЗНАЮ"
1 10 0 5
2 0 10 5
3 10 0 5
4 0 10 5
5 10 0 5
6 0 10 5
7 10 10 5
8 0 10 5
9 0 10 5
10 0 10 5
11 10 0 5
12 0 10 5
13 10 0 5
14 0 10 5
15 10 0 5

А теперь суммируйте свои очки .

Если вы набрали :

0-45 очков — психически вы стопроцентная женщина . Если вы любите готовить , заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей — имеете задатки стать мужским идеалом .

45-95 очков — вы обнаруживаете как типично мужские , так и классические женские черты , сочетая мягкость с решительностью и впечатлительность с благоразумием .

95-150 очков — психически вы стопроцентный мужчина . Решительность , самостоятельность , независимость — вот ваши сильные стороны . Умеете быть опорой другому человеку ; но если вы женщина , довольна ли вы собой ?

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РОСТА

Люди часто сами ограничивают предел своих возможностей . Это очень наглядно иллюстрирует притча о рыбаке : «Ловя рыбу , рыбак оставлял только ту , которая была по размеру равна его линеечке . Более мелкую рыбу он выбрасывал по гуманным соображениям , а более крупную по причине , что она не умещалась на его сковородке» . Мы часто отбрасываем наши мечты как невыполнимые только потому , что они не по нашим силам , не умещаются на нашей «сковородке» .

На пути роста управленческого мастерства чаще всего встречаются следующие барьеры :

• Боязнь новых ситуаций . Люди час­то склонны предпочесть безопасность и удобства риску и новизне .

• Боязнь уязвимости . Люди стремятся избегать ситуаций , которые могут им причинить боль или испугать .

• Ожидания окружающих . Иногда семья или друзья ограничивают усилия личности , направленные на изменение .

• Неверие в собственные силы . Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться .

• Недостаточные умения и навыки . Иногда людям не хватает новых идей или навыков , необходимых для измене­ния себя .

Концепция силовых полей К . Левина ( см . схему ) аналогична перетягиванию ка­ната . Настоящая ситуация — это результат равновесия как положительных ( ведущих к переменам ), так и отрицательных ( препятствующих переменам ) сил .

Изменение может быть вызвано с помощью пяти действий :

1) выявите все действующие силы и оцените их значение ;

2) повысьте мощность сил , несущих перемены ;

3) добавьте новые силы , ведущие к переменам ;

4) ослабьте действие сил , препятствующих переменам ;

5) устраните некоторые , из сил , препятствующих переменам .

Применяя эту концепцию , вы получите интересный подход к тому , как уп­равлять личным развитием .